Водители, имеющие достаточный опыт вождения, хорошо осведомлены обо всех нюансах действующего Административного Кодекса. Но даже и они, не говоря уже о менее искушенных автомобилистах, нередко попадаются на удочку госавтоинспекторов, которые стараются наказать нарушителей по максимуму и зачастую не принимают во внимание различные обстоятельства, смягчающие наказание.
Сегодня мы поговорим о проезде под знак «Въезд запрещён» или попросту под «кирпич».
Этот знак чаще всего применяется с целью предотвращения выезда автомобилей на дорогу или полосу встречного движения. Но нередко его устанавливают и для разграничения транспортных потоков выезжающего или въезжающего транспорта с мест стоянки, отдыха заправки и т.д. И от того, в какой именно ситуации было совершено нарушение, зависит тяжесть штрафных санкций.
Проезд под кирпич - разбираемся в нюансах ПДД
Так складывается, что инспекторы дорожного движения стали квалифицировать проезд под «кирпич» по части 3 статьи КоАП № 12.16, в которой сказано: «Движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением - влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев». Эта праволишительная статья фигурирует практически во всех протоколах ДПС. И зачастую это можно оспорить. Как именно и в каких случаях – попробуем разобраться.
Упомянутая нами часть 3 статьи 12.16 указывает на нарушения, связанные с движением во встречном направлении. Знак 3.1. «Въезд запрещён», как мы уже упоминали, может устанавливаться в разных случаях, а именно:
-
на дорожных участках с односторонним движением с целью запрещения движения во встречном направлении;
-
на дорогах, в состав которых входит несколько проезжих частей, которые друг от друга отделены разделительной полосой или бульварами. При этом знак устанавливается для каждой проезжей части улицы с односторонним движением;
-
на дорогах, отмеченных знаком 5.11 с целью предотвращения въезда транспорта навстречу общему транспортному потоку;
-
для объезда препятствий. В этом случае рядом устанавливается знак, указывающий направление движения.
Кроме того, знак 3.1. устанавливают в торговых центрах, а также на выездах с автозаправочных станций. Это делается с целью запрета на выезд на определённый участок дороги, чтобы обеспечить бесперебойный въезд других автомобилей. При этом даже если будет нарушено требование знака «Въезд запрещён», это не повлечёт за собой выезда ни на встречную полосу движения, ни на проезжую часть со встречным движением. В этом случае с уверенностью можно утверждать о нарушении уже не части 3, а части 1 статьи 12.16 Административного Кодекса, которая гласит: «Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 7 настоящей статьи и другими статьями настоящей главы, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей».
Если речь идёт о выезде под знак 3.1. на предназначенную для движения общественного транспорта полосу, то это нарушение тоже должно квалифицироваться по части 1, поскольку выезда на встречку не было.
На защиту своих интересов: зачем водителю изучение административного кодекса?
####
Административный Кодекс предусматривает ответственность лишь за те правонарушения, которые гражданин (в данном случае водитель) совершает умышленно. Поэтому следует помнить, что даже если водитель совершил прямой въезд под «кирпич», он мог не знать, что впереди дорога с односторонним движением, поэтому его нарушение тоже квалифицируется по части 1 указанной статьи.
В ряде случаев госавтоинспекторы указывают в протоколе, что водитель нарушил требования знака 5.5 – «Начало дороги с односторонним движением». Но это нарушение является недоказуемым, поскольку знак 5.5 находится на противоположном конце той дороги, на которую, нарушив предписания «кирпича», въехал водитель.
Знание законов освобождает от незаконной ответственности. Но следует не забывать о том, что отстаивать свои права нужно достойно и грамотно, не опускаясь при общении с сотрудниками ГИБДД до грубости и хамства.