О том, что в России не дороги, а одни только направления, сказал в своё время ещё Наполеон. Тем не менее, то и дело возникает необходимость свернуть с шоссе на грунтовую дорогу, и вот тут-то и наступает момент истины, ведь вождение по грунтовке требует особых навыков и знаний.
Грунтовой называют ту дорогу, на которой полотно состоит только лишь из естественной почвы и не имеет никаких дополнительных укреплений. Если дорожное полотно укрепляют песком или гравием, то его принято называть улучшенным. Однако большинство российских просёлочных дорог состоят исключительно из глины и чернозёма, которые очень легко превращаются в банальную грязь, поэтому и ориентироваться мы будем именно на неё.
«Поведение» грунтовой дороги неоднозначно и определяется многими факторами, среди которых – состав почвы, климатические особенности, время года и т.д. Если жарким и сухим летом движение по грунтовке не вызывает особых проблем, кроме, разве что, заметного снижения видимости от пыли, то совсем другое дело осенне-весенняя распутица, когда езда становится похожей на популярную в восточных странах борьбу в жидкой и вязкой грязи.
В этой статье мы остановимся на наиболее сложных моментах, с которыми может столкнуться водитель на грунтовой дороге.
Песок и распутица
На грунтовках нередко встречаются участки с глубоким песком, которые представляют собой серьёзную опасность. От вращения колёс сухой песок рассыпается и не даёт автомобилю двигаться вперёд. Влажный песок более плотный и держит машину гораздо лучше. Однако продолжаться это будет не очень долго: колёса стоящего на месте автомобиля может просто-напросто засосать.
На мокрой грунтовой дороге в первую очередь начинаются проблемы с колёсами: земля или глина налипают на покрышки, забивают протекторы, сводя к минимуму сцепление автомобиля с дорожным полотном. Если поддать газу, ведущие колёса начинают буксовать и скользить, и нередки случаи, когда автомобиль потихоньку сползает в кювет.
Что же в этих случаях можно предпринять?
Если на дороге есть колея, лучше будет ехать прямо по ней, поскольку покрытие в этих местах более плотное. Но если колея слишком глубокая, то постарайтесь реально оценить дорожный просвет Вашего автомобиля, дабы не сесть на пузо.
Если Вы видите перед собой особенно сложный участок, лучше будет не пытаться его штурмовать, а поискать поблизости палки, ветки, доски, камни, которые Вы сможете подложить под колёса.
Длительное буксование вряд ли поможет Вашему автомобилю выбраться на сушу, и всё, чего Вы сможете добиться таким образом – это перерасход топлива. Правильным будет высадить пассажиров, что облегчит автомобиль, или пересадить их так, чтобы нагрузка на колёса распределилась равномерно.
Но лучше всего будет доводить дело до крайностей, а попытаться предупредить ситуацию и захватить с собой в дорогу цепи противоскольжения.
Мокрая грунтовка не прощает скачков в тяге: она должна быть равномерной и непрерывной.
При движении нужно стараться направлять автомобиль по участкам, которые размокли не так сильно, а если это невозможно, то пытаться пройти самые мокрые и мягкие участки с разгона. Помните, что потеря скорости является одной из главных причин застревания автомобиля на труднопроходимом участке. Непрерывность крутящего момента, необходимую для прохождения сложных участков, можно обеспечить своевременным переходом на более низкую передачу. Если Вы с этим опоздаете, потеря скорости и связанные с этим проблемы Вам обеспечены.
Коварные лужи
Незнакомая лужа, наверно, наиболее коварное и аварийно-опасное препятствие на грунтовке. Под мирной лужицей небольшой площади может скрываться глубокая яма, камень и любые другие неприятные сюрпризы. Поэтому лужу, особенно незнакомую, лучше всего объехать, а если такой возможности нет, то при помощи любой палки исследовать её на предмет глубины и прочих уже упомянутых неожиданностей.
Подъёмы и спуски
Подъём на влажном грунтовом дорожном покрытии возможно преодолеть, если двигаться не только не останавливаясь, но даже не переключая передачи. Если всё же это сделать необходимо, производите манипуляции максимально быстро во избежание потери скорости.
Движение с горы вниз производится на пониженной передаче и предусматривает торможение двигателем. С рулём при этом нужно обращаться очень осторожно, поскольку уменьшенная нагрузка на задние колёса делает автомобиль весьма неустойчивым. Категорически запрещено глушить на спуске двигатель или отключать сцепление, поскольку это лишит Вас возможности провести в случае необходимости экстренный манёвр.
Если Вы застряли…
Если, несмотря на все предосторожности, Вам не повезло и Ваш автомобиль застрял, попробуйте его вызволить путём раскачки, совершая плавные рывки. В этом случае не стоит щадить пассажиров: самое время задействовать их потенциал. Если же и это не помогло – постарайтесь устроить для автомобиля пологий выезд, подложив что-нибудь под колёса, что сможет улучшить сцепление с дорогой.
Удачи Вам, ровных дорог и удовольствия от вождения!