Колеса автомобиля являются точками его опоры на поверхность, они принимают на себя и за счет упругости пневматических шин сглаживают толчки и удары от неровностей на поверхности дороги. Колесам ведущего моста, кроме того, передается от двигателя через трансмиссию крутящий момент, и за счет сцепления с дорожной поверхностью они обеспечивают движение автомобиля.
От конструктивных особенностей и качества колес зависят возможность быстрого разгона и торможения, а также такие параметры, как устойчивость, управляемость, плавность хода и в целом безопасность эксплуатации автомобиля.
Автомобильные колеса состоят из шины и диска с ободом.
Колесо легкового автомобиля
a) устройство колеса
б) уплотняющий буртик, имеющийся на ободе колесного диска бескамерной шины
1 - диск колеса; 2 - обод; 3 - борт; 4 - камера; 5 - боковина; 6 - корд; 7 - протектор.
Диск вместе с прикрепленным к нему с помощью сварки ободом ( или же целиком отлитый вместе с ободом), прикрепляется к ступице при помощи специальных конических болтов или закрепляется гайками на имеющихся шпильках. Далее по тексту для краткости диск соединенный с ободом будет называться просто диском, поскольку на легковых автомашинах, в отличие от грузовых, обод не является съемной деталью, а составляет одно целое с диском.
Шины бывают камерные или бескамерные.
Внутри камерной шины находится резиновая камера, которую и заполняют воздухом. Саму же шину без камеры называют покрышкой.
Составными частями покрышки являются каркас (корд), протектор, а также боковины и борта.
Каркас выполняет функцию силовой основы шины, являясь главной частью покрышки. Каркас изготавливается из нескольких слоев специального материала – корда, который противостоит давлению сжатого воздуха изнутри, а снаружи - нагрузкам от дороги. Материал для изготовления нитей корда может быть разным: хлопок или вискоза, капрон и нейлон, металлическая проволока, а также стекловолокно и другие материалы.
Протектором называют толстый слой резины с определенным рисунком наружной поверхности, непосредственно соприкасающийся с дорожной поверхностью.
Рисунок протектора бывает дорожным, универсальным или же специальным, и выбирается с учетом условий эксплуатации автомобиля.
Обувь пешехода выбирается с оглядкой на погоду. Так, в туфельках на высоком каблучке невозможно нормально передвигаться по грязи, глубокому снегу или льду. Шины же - это обувь для вашего автомобиля, а потому рисунок протектора необходимо выбирать в зависимости от сезона и других условий эксплуатации. Это повышает безопасность, как вашего автомобиля, так и прочих участников дорожного движения.
Рассматривая зимнюю покрышку, вы увидите, что на нее нанесен направленный рисунок протектора, а это значит, что такая шина должна вращаться обязательно по стрелке, обозначенной на ее боковой поверхности. При этом покрышку можно устанавливать только на правую или же только на левую сторону автомобиля. Переставлять колеса с зимним протектором с одной на другую сторону автомобиля недопустимо.
В бескамерной шине, как явствует из самого ее названия, отсутствует (и вообще конструктивно не предусмотрена) специальная резиновая камера. Полость между ободом и покрышкой должна быть герметичной, поскольку она и заполняется воздухом. В силу этого диск, предназначенный для бескамерной шины, несколько отличается от простого диска – у него на ободе имеются особые уплотняющие буртики. Покупая диски, на это непременно надо обращать внимание. Для шин с камерой подойдут любые диски, и буртики вам никак не помешают.
Бескамерные шины, вопреки сложившемуся когда-то у старых автомобилистов мнению, являются более надежными в эксплуатации.
В случае небольшого прокола камера сразу выходит из строя, а бескамерная шина, благодаря наличию специального герметизирующего слоя, продолжает удерживать давление воздуха. Иногда при повреждении бескамерной шины у нее внутри устанавливают-таки камеру. При этом эксплуатационные характеристики колеса ухудшаются. Зато, если при ударе о препятствие существенно деформируется диск, бескамерная шина выпустит воздух, а камера может удержать.
Шины выпускаются с диагональным или радиальным расположением кордовых нитей, в зависимости от конструктивных особенностей каркаса.
|
|
|
Диагональное расположением
кордовых нитей |
|
Радиальное расположение
кордовых ните |
Нити корда в протекторе диагональных шин расположены перекрестно, угол наклона нитей составляет 35 – 38 градусов. В соответствии с названием, они соединяют боковины покрышек по диагонали.
Внутри радиальных шин нити корда располагаются практически под прямым углом к бортам.
Основными преимуществами радиальных шин являются: лучшее сцепление с дорогой, низкое сопротивление качению, больший срок службы. Поскольку они эластичнее диагональных, поездка на автомобиле более комфортна и безопасна. Однако при неправильной эксплуатации срок службы радиальных шин может преждевременно закончиться после первого наезда на бордюр из-за невысокой прочности их боковин.
Маркировка шин
Приобретая шины, внимательно изучайте нанесенную на них маркировку. На боковине шины может быть нанесена, к примеру, такая надпись 165/70 R14. Это значит:
-
165 – ширина профиля шины (миллиметров);
-
70 – процентное соотношение высоты профиля и ширины шины;
-
R – радиальная шина (то есть с радиальным расположением кордовых нитей);
-
14 – посадочный диаметр шины (должен соответствовать диску) в дюймах (1 дюйм - 2,54 сантиметра).
Подходящие для конкретной модели автомобиля параметры дисков и шин можно найти в заводской инструкции по эксплуатации.